Ярушина Юлия Анатольевна, инструктор по физической культуре
|
Полифункциональная игра «Волшебный твистер»Народная мудрость напоминает нам: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!». Однако специалисты, работающие в области «Дошкольное детство» обеспокоены тем, что дошкольник нашего времени отличается от ребёнка прежних поколений в физиологическом и психологическом аспектах и требует к себе особого подхода, основанного прежде всего на здоровьесберегающих, личностно-ориентированных и игровых технологиях. И тут на помощь педагогу приходят, казалось бы, очень простые игровые пособия, инновационность которых состоит в том, что они превращают статичную дидактическую игру в подвижный квест. Одной из таких игр является игра "Твистер". Значение слова «twister» одно из значений перевода — «трудная задача», «скрученный», «закрученный в узел». В классическом своём варианте игра «Твистер» поможет компенсировать недостаток движения, разовьет координацию, внимательность, реакцию и чувство равновесия. Эта игра способствует развитию: произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), игровой деятельности, навыков общения и партнерства, пространственного ориентирования, общему физическому развитию, сенсомоторной координации. Игра способствует физическому развитию и укреплению координации. Уникальность данной игры в её много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей. В кругах могут быть использованы различные вкладыши, в зависимости от целей игры: «Тематические картинки», «Цифры», «Буквы». Благодаря этому, данная игра становится полифункциональной. «Волшебный твистер» — это подвижная напольная игра, которая состоит из игрового поля из клеёнки или картона размером 1,5*1,5 м. На нём — четыре дорожки, как правило, красного, синего, жёлтого и зелёного цвета. Каждая из шести кругов. Игровое полотно помещается на пол или на землю. Ещё один аксессуар для игры — рулетка-указатель. Это небольшой квадрат, разделённый на четыре сектора: правая нога, левая нога, правая рука или левая рука. Каждый сектор делится на четыре цвета. В середине — крутящаяся стрелка, которая выдаёт комбинации для игры, например «левая рука на зелёное». Игру "Твистер" легко смастерить самим. Для этого необходимо взять отрез полиэтиленовой плёнки или клеёнки. Вырезать из самоклеющей плёнки круги четырёх цветов и приклеить их к клеёнке. На пластмассовые кубики наклеить квадраты соответствующих цветов и надписи (правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, любая рука, любая нога). Дидактическое игровое пособие «Волшебный твистер» изготовлен из безопасных и надежных материалов, имеет два вида исполнения: · вкладыши — «Геометрические фигуры», «Тематические картинки», «Цифры», «Буквы». · «бродилки» (с кубиком, по схемам) Цель: Закрепление знаний полученных через использование игровых технологий. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Физическое развитие». Задачи: 1.Закрепление знания о цвете. 2.Развитие логического мышления, внимание, речь, ориентировка в пространстве. 3.Воситывать самостоятельность, умение работать в коллективе, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания, умение слушать. 4.Развитие умения играть по правилам и выполнять инструкции. 5.Развитие координации, внимательности, реакцию и чувство равновесия. Основные правила игры в твистер: *Указания по перемещению конечностей по цветным кругам дает исключительно ведущий. *В случае если указанная конечность располагается в том же круге, который выпал в результате раскручивания рулетки, происходит ее перемещение на другой такой же элемент. *Запрещается смена положения тела, либо перемещение по игровому полю без команды ведущего. *С разрешения ведущего допускается на несколько секунд подвинуться, предоставив возможность другому игроку дотянуться до указанного круга. При этом отрывать стопы и ладони с полотна не разрешается. *Соприкосновение с игровым полем локтей, коленей и других частей тела, категорически запрещено. *В случае, если выпавшие на рулетке цветные круги все заняты, осуществляется повторное вращение. *Запрещено устанавливать две любые конечности в одном кругу. Допускается после согласования со всеми игроками расположение двух игроков на одном цветном сегменте. В случае если игра происходит между командами, разрешается занимать один цветной круг участникам одной команды.. Виды твистера: · «Классический». Стандартные размеры игрового полотна и правила игры. · «Мега-Твистер». Характеризуется огромным полем и предназначен для массовых игр на улице. · «Детский». Цветные круги заменены на приемлемые для малышей изображения. · «Twister Мах». Предусматривает три варианта игры «Кто первый», «Догони меня», «Салки». Такой вариант твистера сочетается с более подвижными играми. · «Twister Dance». В танцевальном твистере все движения выполняются под музыку, а движения указывают ведущие-диджеи. «Twister Wisdom Well». Интеллектуальная версия игры, которая ведется на сенсорном экране. Реагируя на прикосновения, он создает визуальные и звуковые эффекты. Игры с применением напольной игры «Твистер» 1. Классическая игра «Твистер» Для наших детей с задержкой психического развития и нарушениями речи данная игра очень актуальна, т.к. развивает внимание, координацию движений, помогает закрепить умение детей ориентироваться в собственном теле и пространстве. Так как данные показатели развития наиболее страдают у наших воспитанников. Также твистер – это и своеобразная гимнастика, потому что успех в игре во многом зависит от гибкости тела и выносливости мышц, а основная её цель – удержать получившуюся позу как можно дольше. Так тренируются выносливость, умение долго держать статическую позу, которые пригодятся потом на уроках в школе. Все позы, при которых ребёнок стоит на ладонях и стопах, укрепляют мышцы брюшного пресса, верхней части спины, плеч и рук. Чтобы удержать равновесие, детям приходится втягивать живот, а это способствует как зрительному его уменьшению, так и реальному подтягиванию. 2. Игра «Где зажегся фонарик?» Цели: развитие зрительно-пространственных функций, закрепление умения детей определять правую и левую руки (ноги), их положения на игровом поле, умения соотносить с цветом кругов. Ведущий лазерным или обычным фонариком светит на один из кругов. Ребенок рассказывает, где зажегся фонарик (в каком ряду, каким по счету справа или слева расположен данный круг - «окошко», назвать цвет). За правильный ответ игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Похожие задачи решаются в игре с использованием «Твистера». 3. Игра «За покупками» На кругах игрового поля разложены разнообразные предметы (посуда; предметы кукольной одежды; продукты, инструменты и т.д., в зависимости от того, в какой отдел магазина вы пойдете – продуктовый, мебельный, одежда и т.д.). Ребенок должен совершить покупки (собрать все предметы на игровом поле). Для этого он должен рассказать свой путь следования по магазину (сколько шагов, в какую сторону он совершает и т.д.). Если он говорит правильно, то покупка оказывается у него в корзинке. Выигрывает ребенок, у которого больше покупок. 4. «За сокровищами» Ребенку дается карточка-схема, на которой схематично изображен путь следования. Если ребенок преодолевает его правильно, то в конце пути он находит сокровища, спрятанные под кругом (можно поместить сокровища в сундучок и открывать его с помощью ключика). Если в данную игру во вкладыши на кругах вставить определённые картинки, и ребёнок (дети), двигаясь по схеме от круга к кругу, будет называть эти картинки, то мы сможем решать и логопедические задачи, например: автоматизация звуков, выделение первого (последнего) звука в словах, деление слова на слоги и т.д. А если картинки во вкладышах заменить буквами, то двигаясь к «кладу» ребёнок закрепит буквы и может в конце пути сможет назвать получившееся из них слово. Если на кругах по дороге к «сокровищам» будут цифры, ребёнок закрепит зрительный образ цифр и даже решит несложный пример на сложение. В данной игре используются карточки-схемы разной степени сложности. Работа начинается с самых простых схем (из 3-4 кругов). 5. Ещё один вариант использования классического «Твистера» с накладными кармашками игра «Найди группу» Ребенку предлагается выбрать круги с предметами, относящихся к одной группе и имеющих общие существенные признаки. Например: найти «Овощи», «Мебель», предметы красного цвета, предметы сделанные из дерева и т.д. Благодаря этой игре совершенствуется словарный запас и грамматический строй речи. В коррекционно-логопедической работе используется ещё несколько вариантов игры «Твистер». Эти игры помогают разнообразить материал, используемый в коррекционном процессе. Благодаря им закрепляем у детей умение выделять звуки в словах, давать им характеристику, закрепляем с ними навыки звукового анализа слов, умение различать буквы русского алфавита, соотносить звук и букву, развиваем слуховое внимание, память и мышление. 6. Игра «Запомни-покажи» Ребёнку называется ряд из 2-3-4 слов (в зависимости от уровня развития слухового восприятия), ребёнок должен на поле найти и закрыть руками, ногами кружки с названными картинками. В зависимости от подобранных картинок мы можем: · автоматизировать поставленные звуки, для этого играющий должен назвать закрытые им картинки · закреплять обобщающие понятия (ребёнок называет одним словом закрытые им картинки) · закреплять умение находить лишний предмет из предложенных слов 7. Игра «Выбери слова на заданный звук» 1 вариант Ребёнку (детям) предлагается закрыть руками, ногами круги с картинками, начинающиеся на заданный звук 2 вариант Ребёнку (детям) предлагается закрыть круги с картинками на заданный звук ногой (если звук в начале слова), правой рукой (если звук в конце слова)и другие варианты 8. Игры «Найди букву», «Собери слог, слово» закрепляют у детей умение различать буквы русского алфавита, соотносить звук и букву, совершенствуют процессы звукового анализа и синтеза. Ребёнок (дети) находят и закрывают заданную букву. Или из букв на кругах составляют слоги (слова), которые называет ведущий. При этом левая нога закрывает круг с первой буквой, правая рука – со второй, правая нога – с третьей, левая рука – с четвёртой. 9. Игра «Составь схему слога, слова» помогает совершенствовать звуковой анализ слогов и слов. Цвета соответствуют традиционным цветам звукового анализа (гласные – красным, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным). При этом левая нога закрывает круг с первым звуком, правая рука – со вторым, правая нога – с третьим, левая рука – с четвёртым. 10. «Числовой твистер» - математическая игра. В кармашках на кругах – цифры от 1 до 9. Помогает усовершенствовать умение различать цифры, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой, решать простые примеры и задачи и т.д. «Посчитай – найди цифру» «Увеличь число на 1, на 2 и т.д.» Встать левой ногой на число меньшее, чем заданное а правой рукой - на число большее.11. Игра « Викторина с кубиком». Круги располагаются по окружности. Игроки выступают в роли фишек. Игроки по порядку кидают кубик и делают ходы в соответствии с выпавшим числом и попадают на круг определенного цвета (сектор) и отвечает на вопросы, которые находятся в этом секторе. Если игрок ответил не правильно, он пропускает ход. И так кто первый дойдет до финиша. С помощью такой игры можно закреплять полученные знания по тематике недели. 12. Игра « Найди свой дом». Круги располагаются хаотично. Игрокам раздаются цветные кружки, которые можно закрепить на одежду. Игроки по команде «Найди свой дом» встают на круги того цвета, которые они получили в начале игры. Кто не успел встать на свой «дом» выходят из игры. Круги при этом с каждым ходом нужно убирать и так играть пока не останется победитель.
13. Игра « Препятствие из кругов». Из кругов Твистера можно сделать разнообразные препятствия, например: - оббеги круги змейкой -перепрыгни через желтые круги, -сделать из кругов «Классики» и т.д. 14. Игра « Попади в цель». Ведущий раскладывает круги по своему усмотрению. И дает задания игрокам попасть в тот или иной круг мешочком. При этом каждый цвет может обозначаться цифрой (количество очков) и так кто больше очков наберет. «Интеллектуальный твистер» 1 вариант «Группа». Ребенку предлагается выделить группу по любому признаку, занять эти фигуры. 2 вариант «4 лишний». Ребенку предлагается карточка, на которой изображены 4 фигуры, он должен определить лишнюю и занять её. 3 вариант «На какую фигуру похож». Ребенку предлагается карточка с изображением предметов, он должен определить на какую фигуру похож предмет и занять эту фигуру. «Интеллектуальный твистер «Цифры» (вкладыши цифры от 1 до 10) 1 вариант «Прыгай и считай». Пропрыгать от 1 до 10 и обратно. 2 вариант «Запомни». Воспитатель произносит ряд цифр, ребенок запоминает и встает на них руками и ногами. Или показывает ряд цифр на карточке. 3 вариант «Сосчитай». Ребенку предлагается карточка с выражением, его надо сосчитать и встать на ответ. 4 вариант «Вызов номеров». Детям раздаются карточки с номерами. Воспитатель произносит цифру дети с таким номером должны добежать до твистера и встать на определенную цифру.
«Интеллектуальный твистер» (вкладыши, тематические картинки) «4 лишний» 1 вариант. Ребенку предлагается карточка с картинками он должен определить лишнюю, встать на нее и объяснить по какому признаку он ее исключил. 2 вариант. Ребенку произносят слова. Он выделяет лишнюю и встает на нее. «Загадки» 1 вариант. Воспитатель загадывает загадку, ребенок встает на отгадку 2 вариант. Ребенок загадывает загадку, кто из детей отгадал — встает на отгадку. «Диктант». Ребенку предлагается встать на определенную картинку и двигаться по указанию воспитателя или по стрелочкам нарисованным на карточке. «Кто где живет». Ребенку предлагается карточка с местом обитания какого-либо животного, человека, сказочного персонажа. Игрок должен найти и встать на нужную картинку. «Ребусы» Воспитатель предлагает карточки с ребусами, дети отгадывают и встают на отгадку. «Букет». Ребенку предлагается карточка с тремя цветами, он должен встать руками и ногами на эти цветы. Память: запомнить цветы на карточке, или произнесенные воспитателем. «Планеты». Детям предлагается карточка с название планеты, он должен определить их и занять. «Повар». Ребенку предлагается карточка с ингредиентами, он предполагает что это за блюдо, запоминает и занимает нужные картинки. «Подбери пару».Ребенку предлагается картинка или слово, он должен на твистере подобрать для него пару. (Учитель — школа, ученик, указка) и объяснить свой выбор. Игру «Твистер» могут применять не только педагоги, но и родители. Дидактическое игровое пособие обеспечивает индивидуализацию образовательного процесса, т.к. содержание трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, интересов и желаний детей, а полифункциональность дает возможность разнообразного использования. В заключении добавим, что пособие «Твистер» и её варианты полностью соответствуют ФГОС ДО. Содержательно насыщенные, трансформируемые, вариативные, доступные, безопасные. Соответствуют возрастным особенностям детей, в том числе детей с задержкой психического развития и речевыми нарушениями от четырёх до восьми лет. Обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность детей, в том числе двигательную. Имеется возможность изменить представляемый материал, решаемые задачи в зависимости от времени года, от образовательной ситуаций, от интересов детей и их возможностей за счёт наличия съёмных элементов. Все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Пособия находится в постоянном и открытом доступе для детей. Игра «Волшебный твистер», дает много возможностей к созданию большого количества игр !!! Литература: Ресурсы интернет-сайтов: 1. https://detstrana.ru/service/games/tvister/ 2. https://active-mama.com/kak-igrat-v-tvister.html 9 ноября 2022 в 18:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.