Ярушина Юлия Анатольевна, инструктор по физической культуре

ПОХОД, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которой эта территория считается родным краем. Краеведение – комплекс естественных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края. Именно туризм смело, увлекательно вводит детей в окружающий мир.

Эффективное усвоение краеведческого материала осуществляется через организацию туристической деятельности. Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в краеведческом образовании воспитанников. Узнать и полюбить родной край невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. При разработке маршрута похода руководили планируют посещение уникальных природных объектов. Такие походы расширяют кругозор детей, обогащают их новыми впечатлениями и всегда доставляют детям удовольствие, радость. В туристических походах возможна максимальная включенность детей в процесс познания «малой родины».

Краеведение и детский туризм идут параллельно. Туристическо-краеведческая деятельность – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, что оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, познавательных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно. Туристическо-краеведческую деятельность можно назвать «институтом усовершенствования», потому что дает маленькому человеку знания, развивает его ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности за охрану природы и окружающего мира. Это общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.

 Значение походов:

- дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания;

- формируют у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе;

- представляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы;

- развивает наблюдательность, интерес к природе. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.

- помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.

В чем же ценность туристических походов?

Дошкольный туризм несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Оздоровительная.Туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, корригирующей с показателями здоровья ребенка, и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка (быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила), а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников. Пеший туризм является средством лечения и профилактики болезней кровообращения. Формируются основы первых навыков здорового образа жизни.

Образовательная (познавательная).Средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей. Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее.

Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитательная. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

С 2007 года не нарушая ежегодной традиции, детский сад «Тополек» средние, старшие и подготовительные группы ходят в поход за территорию поселка Ачит не только пешком, но и на велосипедах.  Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. Каждое путешествие соответствует определенной теме: «В гости к лесным жителям», «В логове пиратов», «Хозяин экологической тропы», «Деревья и кусты», «Муравейник», «Путешествие к Лешему и Кикиморе», «Зимнее путешествие к Деду Морозу»  и т.д.  В каждом походе с детьми закрепляются знания о живой и неживой природе, об отношении человека к природе, используются разнообразные игры, например: "Угадай цветок по описанию", "Узнай дерево по листу", "Следопыты" и др. Наблюдения сопровождаются песенками, загадками, стихотворениями. Детям очень нравится самим сочинять загадки, стихи, сказки о цветах, насекомых, явлениях, происходящих в природе летом. Дошкольникам интересно узнать народные приметы. Также организуются подвижные, музыкальные игры и соревнования. В конце каждого похода детей ожидает сюрпризный момент – поиски арбуза по карте.

Таким образом, данная форма работы позволяет формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, знакомить с достопримечательностями родного поселка.

2 февраля 2023 в 11:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.